Должанская средняя школа им. Дементьева А.А.
с. Долгое Вейделевского района Белгородской области
  • Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    • Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    • Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    • Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    • Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    • Креативное мышление.
    • Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    1. Критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    2. Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    3. Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Документы федерального уровня

    Информационное письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Информационное письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Информационное письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» от 17.09.2021 № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

    Информационное письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» от 17.09.2021 № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

    Информационное письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Информационное письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Документы регионального уровня

    Приказ департамента образования Белгородской области от 21.09.2021 года №2555 «Об утверждении региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Приказ департамента образования Белгородской области от 21.09.2021 года №2555 «Об утверждении региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Приказ департамента образования Белгородской области от 01.12.2021 года №3515 "О внесении изменений в приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года №2535"

    Приказ департамента образования Белгородской области от 01.12.2021 года №3515 "О внесении изменений в приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года №2535"

    Приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года №2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года №2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Локальные акты образовательной организации

    1. Приказ №141/5 Должанской средней школы им.Дементьева А.А. от 05.09.2023 г. "Об утверждении состава рабочей группы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся"
    2. Приказ №141/4 Должанской средней школы им.Дементьева А.А. от 05.09.2023 г. "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год"
    3. Положение о формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «Должанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Дементьева А.А. Вейделевского района Белгородской области»
    4. План мероприятий на формирование и оценку функциональной грамотности на 2023-2024 уч.год

    Методические материалы для учителя

    Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий

    Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 1

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 1

    Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

    Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

    Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы

    Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы

    Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы

    Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы

    Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы

    Материалы Белгородского регионального института развития образования

    https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost

    СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ

    1. на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
    2. на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
    3. на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
    4. на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Методические материалы

    1. Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение»  https://clck.ru/YLh3L
    2. Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара  https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

    Мероприятия

    1. Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
    2. План всероссийских семинаров "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников" https://edsoo.ru/Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov.htm
    3. Материалы всероссийского семинара «Формирование функциональной грамотности: особенности организации учебного процесса», состоявшегося 23.09.2022.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie